Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.


Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников[1].
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <...> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.)[2].

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).
Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <...> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”[3]. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них[4].

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”[5].

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

...Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.




[1]Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.
[2]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.
[3]Там же. С. 125–126.
[4]Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.
[5]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.
© В. И. Кузин, 2008


promo seva_riga april 9, 2016 20:26 90
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

Херня.
Блокадный Ленинград-яркий пример.

нашли какой пример привести....
там и людоедство было и не нам их осуждать!

Замечательно. Так и должно быть. "Примеры" тут ни к селу, ни к городу.

спасибо. хороший пост

лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25)

Когти, зубы, строение тела для охоты, а главное пищеварительная система хищников не такая как у травоядных, жвачных животных типа волов и коров.

Тогда зачем лев изначально был создан как хищник?!

В посте написано про то, что хищников видоизменил дьявол.

Я верю что встречу своих покойных любимцев там.

Напрасно.
Если Вы надеетесь оказаться "там", то следует прислушаться к инструкциям.
"Плоть и кровь не наследуют Царства Божьего".
Животные отличаются от человека тем, что они не имеют духа.
Только душу и тело.
А в человеке - тело, душа и дух.
Так вот, в Царство Божье войдёт только "духовное тело" (1 послание Коринфянам, 15:44).

Все собаки попадают в Рай !!!!
Там на шелковистом газоне раскиданы куски колбасы , конфеты , сахарные кости , перевернутые мусорные баки с приоткрытыми крышками и конечно грязные глубокие лужи .
И двери , в которые может войти любимый хозяин , что бы быть поваленым и зализаным.
И все , точка.

Edited at 2017-07-02 06:59 pm (UTC)

может быть и крыс подкармливать? Всё должно быть в меру, я считаю. Не должно быть зассаных подъездов, например, если какая нибудь сердобольная бабуля разводит 40 кошек. Или стаи собак, набрасывающиеся на детей - это тоже по вашему милосердие? По мне так отстреливать этих собак нужно. Почему то некоторые граждане подкармливают котят не у своих подъездов. Если ты подкармливаешь котёнка, то ты взял за него полную ответственность, забирай его к себе или не подкармливай вообще. Какое то ложное представление о милосердии у вас.

Edited at 2017-07-02 07:09 pm (UTC)

Сначала до конца пост прочитайте.

Мне вынуть и положить на все религии, я атеист. Людей не люблю совсем, а к зверям очень хорошо отношусь.

Сложно наверно думать, что мира вокруг вас нет?



ссылаться на библию смешно и крайне наивно: библию сочиняли люди, потом веками её правили, редактировали.

что лучше, отношение к домашним животным у православных, католиков или у мусульман, то спорить можно до посинения.

поскольку лютеранский атеист и живу среди лютеран и католиков, то естественно, я буду говорить, что хорошо знаю.

у нас нет бездомных собак и кошек вообще. очень строги правила содержания собак, например, нельзя использовать строгие ошейники.

когда я гуляю со своими собаками, а живём мы в пригороде, то я вижу сцены сельской жизни - на пастбищах лоснящиеся ухоженные коровы, а на ипподроме лошади.

так что никакого православного отношения нет, раньше любая крестьянская девочка могла зарубить курицу и помогала отцу забивать овец.

Позвольте! Почему это недопустимо тратить "большие деньги" на животных? И что такое "большие деньги"? Мои деньги - на кого хочу, на того и потрачу.

Маленькое уточнение: автор опубликованного вами поста не упомянул про сельскохозяйственных животных, которые выращиваются именно с целью их убить и съесть. И упомянутые вами в прошлом посте испанские собаки - это не более чем сельхозресурс, как к ним сами испанцы и относятся.
Получается, что все равно "где-то надо провести черту".
А белковое питание человеку, как всеядному животному, всё же необходимо, что там ни пропагандируют веганы.
Для внедрения изложенной идеологии надо либо выращивать мясо искусственно "в автоклавах" - возможно, скоро это будет реализовано, либо выводить сельскохозяйственных животных без мозгов вообще, чтобы не возникал вопрос "есть ли у них душа".

Edited at 2017-07-03 03:11 am (UTC)

У меня сразу возник вопрос, а до какого уровня примитивности распространяется наличие души?
У зайчика есть, зайчик творение Божие... это понятно еще. У крысы тоже вроде как есть - те же грызуны.
Пауки и старцы тоже понятно... и дальше?
Что с простейшими, бактериями и вирусами? Там что, тоже у каждого душа? Видимо, антибиотики тоже небогоугодное дело? Если мы делаем вывод о наличии у животных души, причем из таки аморфные текстов, то надо четко обозначить где эта душа еще есть, а где ее уже нет...

А у растений и грибов есть души?

Приютила и выходила не одного котёнка! Они почему то сами идут под мою дверь...
Рассуждений всяческих "святых" всегда вызывали недоумения--гордыня страшный грех,а они берутся толковать Божьи помыслы! Что в моём понимании противоречит смыслу и логике.По индуизму реинкармировть можно в животное,это будет понижение в статусе с отработкой крмы. В Православии просто надо помочь ближнему,вне зависимости,о двух ногах ближний,или о четырёх.Милосердие есть всеобъемлющее понятие,а не часть отношений человек-человеку.

А как решить чем кормить кошку? Бывшим теленком, парасенком или птицей? Как можно помочь одному четвероногому скармливая ему другое четверогое? Для полноты и ясности картины к вам должны заплывать рыбы, залетать птицы, заходить овцы и другой корм так сказать с человеческим лицом. А то Педи Гри как то уж анонимен

По-моему мнению если от тебя тепло на этом свете ещё кому-то : любой твари божьей, то тебе зачтётся. А убийство как не крути есть уби

Тогда встает логичный вопрос: почему, если животные (существа ни разу не крещенные и не способные априори к соблюдению христианских заповедей) после смерти таки попадают в рай, а некрещеные люди, которые эти самые заповеди соблюдают (просто живут по совести и понятию добра и зла), рая лишены только на том основании, что им не повесили на шею бубенчик, ой, крестик? И я, например, смогу увидеть своих котиков и собачек в раю, а родных людей, выросших в СССР, людей, порядочности и доброте которых можно поучиться, этих людей я в раю не увижу только потому, что они просто не успели принять Крещения, а значит, для бога имеют ценность меньшую, чем песики, которых он любит и ценит, т.к. это его, видите ли, создания! Интересная, однако, логика!

?

Log in

No account? Create an account