Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

Справедливость, как национальная идея




Анализируя причины развала СССР, публикуя предложения активистов про идеологические основы нового общества,  провоцируя читателя заголовком "С чего начинается Родина?", невозможно было обойти такую болевую точку, как вопрос национальной идеи - базы всей идеологии.

Количество информации, публикаций, серьёзных и не очень серьёзных научных работ, статей, реплик и заявлений на эту тему зашкаливает. Задайте в поисковике эту ключевую фразу - зачитаетесь:

«Отсутствие национальной идеи, как главная беда современной России» - идентифицирует ситуацию социально-активная блогосфера

Центр Сулакшина предлагает "Механизм формирования национальной идеи"

На деньги государства пишутся диссертации, монографии, книги пишутся государственными учреждениями под руководством уважаемых профессоров:

"Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи…"

А вот ещё - «Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России»

В конце концов не выдержал и оседлал эту тему сам президент РФ, заявив, что национальной идеей в России может быть только патриотизм. Была поставлена не жирной точка, а любопытное и живописное многоточие. На этой клумбе буйно возрос целый куст вопросов, которые на сегодня остаются без ответа:

Что считать показателем патриотичности, если под рукой не оказалось окопа, фашистского танка и связки гранат? Как выглядит патриотизм в быту, в повседневной, так сказать, жизни?

В соответствии со словариками: Патриоти́зм (греч. πατριώτης соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

И тут снова больше вопросов, чем ответов:

«Интересы Отечества» требуют категорического уточнения. Например, интересы Отечества и интересы чиновников и вообще власти – это всегда одно и то же? А если не всегда, то когда? Да и какие они, эти интересы? Как выглядят и какой линейкой измеряются? Как интересы Отечества отличить от частных интересов государственных служащих?»

И это ещё не всё. Дальше ещё интереснее: «А могут ли частные интересы вообще совпадать с интересами Отечества? И если «да» то в каком случае?» Ну и совсем уж брутальный вариант в качестве домашнего задания. Покопайтесь в русской классической литературе и найдите героев с вариантами поведения, которое полностью совпадало бы с интересами Отечества, то есть было насквозь патриотичным, но при этом всём - абсолютно противозаконным с точки зрения текущего права…"

С патриотизмом, как с национальной идеей, совсем не всё просто и уж точно – не так однозначно. И это «ЖУ» неспроста, потому что патриотизм - это не национальная идея, а результат реализации национальной идеи. Это как раз тот случай, когда «Хочется жить тогда, когда есть за что умирать»

А вот национальная идея выглядит по-другому. Она не придумывается, не зависит от общественного строя и текущего политического момента, потому что вырабатывается веками и передаётся из поколения в поколение, как необходимое и обязательное условие выживания гражданского общества, государства, нации…

Есть оно и в России, и было всегда! Стоит только проанализировать все смуты, перевороты, реформы и революции, можно легко заметить, что декларируемой целью любых социальных подвижек было не так любимое западниками повышение эффективности, не так любимое славянофилами наведение порядка.

Если уж что-то происходило на Руси, то исключительно и только под флагом восстановления попранной справедливости. Все остальные варианты категорически не поддерживались населением (и впредь поддерживаться не будут)

Зато во имя справедливости, как по мановению волшебной палочки, на Руси традиционно материализуются и готовность к тяготам и лишениям, вплоть до самопожертвования, и чувство локтя. Просыпается мобилизационный потенциал, при виде которого нервно курят в сторонке «наши западные партнёры», появляется завидная интеграция. А значит справедливость – это и есть природная, исконно русская национальная идея, выстраданная в борьбе с суровым климатом и громадными необжитыми пространствами, с неуживчивыми соседями и лихими людьми, где возможностей сгинуть было всегда больше, чем возможности выжить.





Есть, правда, одно очень немаловажное препятствие, которое не даёт открыто продекларировать справедливость в качестве национальной идеи – это такой же традиционный конфликт власти со справедливостью, который пока, в рамках существующей системы, является нерешаемым… Но это временно…

Справедливость, как безусловный рефлекс

"Приматологи Сара Ф. Броснан и Франс Б. М. де Ваал доказали, что самки обезьян-капуцинов аналогично возмущаются несправедливым отношением. Животных приучили давать Броснану камешек в обмен на вознаграждение — кусочек огурца. Обезьяны работали в парах, и когда обеих награждали кусочком огурца, в 95% случаев они отдавали свои камешки. Идиллия была нарушена, когда исследователи изменили правила, давая одной обезьянке в качестве награды отборный виноград, а второй — по-прежнему кусочек огурца. Перед лицом такого неравенства обиженные животные часто отказывались от своего кусоч ка огурца, а в 40% случаев вовсе прекращали участие в эксперименте.
Ситуация обострилась еще больше, когда одной обезьяне из пары стали давать виноград вообще незаслуженно. В этом случае вторая обезьяна часто выбрасывала свой камешек, и исследователям удавалось продолжить эксперимент лишь в 20% случаев. Иными словами, животные го товы были отказаться от пищи (а, что ни говори, огурец в обмен на камешек — это неплохая сделка), только чтобы выразить неудовольствие в связи с несправедливым обогащением своих сородичей."
(Джеймс Шуровьевски, "Мудрость толпы")

О чём говорят результаты этого эксперимента:

1) О том, что чувство справедливости - это совсем не продукт высокоорганизованного социума, а элемент живой природы, который вложен в человека вместе с безусловными рефлексами

2) О том, что справедливость - если уж она является неотъемлемым элементом даже дикой природы - необходимое и обязательное условие выживания в условиях агрессивной внешней среды в том числе и для человека.

Результаты этого эксперимента подтверждают научность и обоснованность включения принципа справедливости, как основополагающего правила сосуществования отдельных индивидуумов.

Если уж мы начали ссылаться на научные эксперименты, то уместным будет упоминание об еще одном интересном выводе, который сделали Томас Флатт и его коллеги в ходе об эволюционных преимуществах альтруистического поведения над эгоистическим:

"Группа ученых под руководством специалиста в области эволюционной биологии Томаса Флатта (Flatt) из Университета Брауна в Провиденсе создала теоретическую модель выживания альтруистов в среде эгоистов. А заодно прояснила, зачем вообще сотрудничество фундаментальное понятие биологии, этологии и социологии понадобилось в ходе эволюции.
И биологи, и экономисты неоднократно убеждались в том, что эгоизм окупается. Вирусы крадут ферменты, чтобы воспроизводиться. Злостные неплательщики используют в своих интересах издержки коммунального обслуживания и процветают. Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия.
Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества. По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в перспективе. Исследование публикует Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences."
Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется, прежде всего, в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека».

То есть справедливость, производными которой являются альтруизм, кооперация и взаимопомощь, это никакой не популизм и уж тем более не утопия, а заложенные в нас природой необходимые и обязательные условия выживания и эволюции. Осталось только не противоречить этой природе и закрепить эти базовые природные условия в моральные принципы и нормативные документы.

Поэтому повторю - не надо изобретать национальную идею. Она всегда была в России неизменной, её просто называли по-разному. Одни - третьим Римом, другие - комммунизмом... Может быть стоит просто возвратиться к изначальному - чисто научному варианту?





Как работает справедливость, или как она должна работать?

Справедливость - обоюдоопасное оружие, которое может как объединить, так и поставить по разные стороны баррикады (границы). И это, как ни странно - хорошо. То, что справедливо с точки зрения волка, вряд ли будет справедливо с точки зрения зайцев, а селить волков и зайцев в одном доме, согласитесь, это уже геноцид какой-то... Перенося эту аллегорию из мира животных - то, что справедливо с точки зрения "наших западных партнеров" (например - взять и поделить Сибирь), совсем не справедливо с точки зрения русских, и наоборот...

То есть чувство справедливости на понятийном, смысловом уровне объединяет ментально и социально близких членов общества и отсекает всех остальных, что является необходимым и обязательным условием интеграции. И по-другому никого и никогда интегрировать не получится. Завоевать - да, подчинить - может быть. Но интегрировать - никак и нигде. А что такое объединение без интеграции - невооруженным глазом можно наблюдать сегодня в "цивилизованных" странах Запада, где демократичные и толерантные белые мочат афроамериканцев, негры мочат белых, а правоверные беженцы-мусульмане окучивают и тех, и других неверных.

Кстати, то же самое происходит и в наиболее европеизированных городах России, где вместо арабских беженцев и турецких гастарбайтеров присутствуют "младшие братья" из Средней Азиии и Закавказья. И там, и там - целый клубок несправедливостей, которые каждый представитель социальной группы может изложить отдельным списком и которые нужно или исправить или разбежаться подальше, чтобы не зацепило осколками и не накрыло взрывной волной.

Вопрос справедливости на горячем и конфликтном примере:

Справедливость, несмотря на то, что это чувство, а не продукт и не процесс, прекрасно измеряется и фиксируется. Причем для этого не требуются специальные знания или услуги яйцеголовых экспертов. То есть это инструмент, доступный любому человеку с любым образовательным тезаурусом.

Вопрос: "Насколько законно присоединение Крыма к России" рождает логичный ответ: "Надо почитать", равно как и вопрос: "Насколько выгодно присоединение Крыма" - рождает ответ: "Надо посчитать". И только вопрос: "Насколько справедливо присоединение Крыма к России?" - никаких дополнительных знаний или действий не требует...

Очень немаловажным при этом является вопрос: "Кого спрашивать?" Ну конечно же тех, кого это событие коренным образом касается - в последнем примере - самих жителей Крыма. Все остальные, включая меня, отвечать на него просто не имеют права, ибо решать за другого человека его судьбу... правильно - это несправедливо...

Справедливо, это не когда всем поровну. Справедливо, это когда по заслугам.

Интересными являются количественные оценки справедливости, которые многие воспринимают ну очень упрощенно, типа: "Это когда всем поровну...." Начинаешь разбираться и приводить конкретные примеры - оказывается совсем нет. Справедливо - это не когда поровну, справедливо - это когда по заслугам. Причем тут - в вопросе вознаграждения - субъективная оценка справедливости работает лучше, чем любые системы сбалансированных показателей, вместе взятые.

Например потрясающее единодушие можно наблюдать как при вопросе "Справедливым ли является миллионное вознаграждение за труд футболиста Кокорина?", так и при вопросе: "Считаете ли вы справедливым миллионное вознаграждение для изобретателя легендарного российского оружия?" И опять же на этот вопрос должен отвечать тот, кого это оружие защищает и для кого (от имени кого) этот футболист играет. Все остальные могут пока покурить в сторонке, потому что справедливость, как и ответственность не может быть "вообще". Она всегда очень предметная и очень конкретная.

В вопросах справедливости экспертов не бывает.

Мы очень привыкли к экспертному мнению. Яйцеголовые дядечки и тётечки круглосуточно задвигают нам из каждого утюга нетленку, которую не надо анализировать и осваивать, достаточно, как лошадь, послушно кивать, не выходя из стойла. В вопросах справедливости экспертов не бывает. Точнее - он есть, но он не персонифицирован. Экспертами в вопросах справдливости являются те, кого она прямо и непосредственно касается. Причем не по отдельности, а только все вместе. Всякие - разные репрезентативные группы и выборки категорически не катят. Зато коллективное бессознательное не ошибается почти никогда. Как это происходит - почитайте в книге Джеймса Шуровьевски "Мудрость толпы" и вспомните, что на Руси традиционно самым авторитетным было решение мира, то есть общего собрания всех мирян.

Как это выглядит?

Доли процента или ставки рефинансирования такое собрание, конечно, не посчитает. Но вот ответить на вопрос "справедливо" или "не справедливо" может безошибочно. И этот вердит всегда будет социально одобрен, потому что сгенерировал его сам социум. И решения, одобренные таким образом, будут гарантированно выполняться, потому что будут являться действительно общенародными.

Проблем с организацией таких "совещаний с народом" в наш век поголовной компьютеризации и тотального интернета - вообще никаких, проблема только с желанием самой власти, которая давно и прочно сама находится в конфликте с понятием справедливости.

Поэтому сегодня в моде эрзацы таких решений, когда специально натасканные социологи проводят хитро-сделанные опросы с целью получить результат, устраивающий заказчика, которым никогда не является население. Заключения социологов выглядят красиво, но над ними уже давно смеются, а власть, которая принимает решения на основе таких заключений, сама начинает выглядеть комично.

Можно ли игнорировать справедливость, как фактор политики

Конечно можно. Сегодня практически все политики именно так и делают. Игнорировать можно, но эта услуга платная. И платить приходится полной или частичной потерей поддержки населения, что более или менее хорошо переносится в условиях мирной жизни, но моментально становится катастрофой в случае любого форс-мажора. А так как цивилизация наша уже вошла в зону турбулентности (системный кризис) и трясти будет долго и основательно, никуда власти не денутся - вынуждены будут не только декларировать, но и делать повседневной практику оценки, поддержания и восстановления справедливости, без которой не только власть не удержать, но и голову на плечах.

Поэтому, как безнадёжный оптимист, надеюсь, что придет время и слуги народа будут не велеречиво снисходить до плебса, отвечая на вопросы, которые смело интегрируются в один: "И что ж вы там, во власти, паскудники, ещё этакого затеяли?", а спрашивать, как и полагается слугам - справедливо или нет у них задумано? Хорошо ли, правильно ли получилось?"

Ну а не догадаются вести себя эти слуги народа, значит неизбежно появятся другие. Законы эволюции и природы безжалостны к тем, кто отказывается эволюционировать.



promo seva_riga april 9, 2016 20:26 90
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

Вот потому, прошло уже 25 лет, и убеждаешься - капитализм в России не стрельнёт, не приживётся.
Ибо он несправедлив.

Равно как и коммунизм. Разве это справедливо когда работящие работают, а бездельники жируют за их счёт.

у Ивана Ильина, любимого нашим Президентом есть работа " о справедливости",
он там как уж на сковородке вертится , оправдывая несправедливость.
За проповеди о справедливости распяли ассирийского бродячего философа,
который не имел ни ядерного оружия, ни армии.
Запретная тема.

Сравежливость бывает разная

Вот моя бывшая жена, из Риги,считает что справедливо всех гансов отправить в печь.
А вот моя сегодняшняя атышка, считает что не всех.


Хуй знает что они хотят))))

Re: Сравежливость бывает разная

Насколько я понял, что и та, которая говорит что надо отправить всех, и та, которая говорит, что надо отправить не всех, сходятся в одном: "Отправить НАДО!"

Это и есть баланс интересов...

Ишо один наискатель нацидеи


А как кричал этот наискатель о тараканах в чужой голове ... а свои-то, подижь ты - табунами резвятся ...


Небольшой «триптих о справедливости» …

В сталинские времена в уголовном кодексе присутствовала такая норма права; высшая норма социалистической справедливости – расстрел. Приговорённого такая норма явно не устраивала … но … летящий в его грудь девятиграммовый кусок свинца, направленный тремя «высшими и справедливыми судьями», был абсолютно глух к любым его доводам.

Для каннибала поедать свою жертву – это абсолютная норма справедливости. Но с такой постановкой вопроса, конечно же, категорически была не согласна его жертва.
Но как пожелавшему отужинать за громким урчанием своего ЖКТ услышать глас вопиющей «трапезы» - о великой несправедливости проявленной к ней?

Над бурлящим океаном ураган несёт воздушный шар на скалы. Аэронавты понимают; если сейчас же не избавиться от одного из команды, то им не «перепрыгнуть» через горный хребет (все балласты давно сброшены) и разобьются ВСЕ … и прагматично приходят к выводу, что на роль живого балласта подойдёт самый упитанный … и «вежливо предлагают избраннику прогуляться» … за борт. Тот, естественно, в ужасе начинает истошно возражать, - это же несправедливо!?
Ему резонно отвечают, методично отдирая один за другим его «намертво» вцепившиеся в гондолу пальцы, - справедливость нужна живым … а ты … уже умер.

Этот ряд можно продолжать и продолжать …

Re: Ишо один наискатель нацидеи

О волках и зайцах в посте внимательно прочитали? Не думаю.

справедливость - это просто слово-ярлык с эмоционально положительной окраской, такой же как и свобода, с помощью которого паразиты культивируют в тружениках невежество и мракобесие, лишая их трезвого мышления, истинного знания и понимания естественного хода вещей.

Свобода и справедливость - не просто ярлыки, а признак доминирующей идеологии.
Про свободу предпочитают говорить сторонники индивидуализма. Справедливость обычно  более соответствует идеалам коллективизма.


Справедливость,как и все другие высокие и евангилистические ценности,только для домашнего употребления,для своих,а другим-другое.Да и национальная идея без национального государства это полная туфта,папуасам пох на все идеи,живём интересами ближайшего приёма пищи.Попробуйте в любой,самой демократичной и общечеловечной стране запада,протолкнуть решение противоречащее интересам этой страны,тут же выяснится что никакие они не общечеловеки,а махровые сука нацики, живущие по жёсткому принципу свой-чужой.А в России фактически все решения антинациональны,антинародны,антигосударственны,и принимают их чужие,и подконтрольные им ручные педерасты.И о каком государстве и его идее можно говорить в таком случае?

Государство - институт принуждения и подавления, разве нет?)

Справедливость - категория, определяемая мнением подавляющего большинства в социуме. Но как коллективом завода (фирмы, конторы) определить справедливость зарплаты директора?

Очень просто! Если рабочие зарплатой довольны, производство развивается, акционеры довольны-то узнав выручку и прибыль, можно решить, достоин директор зарплаты или нет. А если выручка растёт, выпуск тоже, зарплата директора растёт, а рабочих увольняют и сокращают ЗП (без снижения нормы выработки)-то извините....

Справедливость понятие субъективное, у каждого своя, это очевидно. Общее мнение по всем вопросам могут выработать только желающие одного и того же люди с общими интересами. Это не отменяет альтернативно думающего меньшинства, оно должно быть во избежание стагнации, однако против "84%" они сделать ничего не могут, только "поднимать вопросы", многие из которых действительно нужно поднимать.

В масштабах страны совершенно ясно, что должно быть пророссийское (Или пролатвийское, о каком государстве речь? Ну да не принципиально) понятие справедливости. И уж никак не понятия о справедливости Японии, США, Брюсселя, Вануату... Они пусть свою справедливость отращивают.

В итоге рассуждений мы упираемся во что? Если должна быть не абстрактная "общечеловеческая" справедливость? Опачки в "национальной идеей в России может быть только патриотизм" =)))). А справедливость, я имею ввиду российская (или латвийская) справедливость, это уже побочный продукт. Ведь для того, что бы "правильная" справедливость сложилась необходимо единое (более менее) мнение о справедливости среди населения. Иначе получим "не нашу" справедливость, как в той же Латвии. Разве справедливо страдать из-за санкций против РФ, которые совершенно справедливы с точки зрения США, Украины, Саудовской Аравии (или кто там страдает попаболью из действий России в Сирии?). В Латвии практикуют чужую справедливость, и это реальная беда.

Edited at 2017-01-15 04:58 am (UTC)

>И уж никак не понятия о справедливости Японии, США, Брюсселя, Вануату... Они пусть свою справедливость отращивают.

Из логики вытекает. Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

А сПРАВедливость, как скрепа, от корня "правда" или "право"?
В первом случае все последствия увязываются с совестью; а во втором - правом получать с лохов по международной Традиции освященной РПЦ.

Разьясните, плз, что подразумевалось.

не ясно почему это именно русская нац. идея и почему это нац. идея вообще.. к справедливости стремятся любые народы (видят её по-своему, но это другой разговор).. тот же девиз французской революции "свобода равенство, братство" - он про справедливость.. позитивное соотношение справедливости к несправедливости - это не идея, а условие существования любого народа и всего человечества в целом..

Лучше поздно, чем никогда.

Считаю что автор не прав когда справедливость противопоставляет закону. Закон как раз и есть набор нормативных отношений, принятых в обществе. Закон регулирует базовые основы идеологии и экономические отношения. Что такое идеология? Это мировозренческое понимание социальных отношений, в конституционо-правовом понимании это права и свободы гражданина, которые осуществляются при равном соблюдении этих прав и свобод всеми членами сообщества. Где возникает корень несправедливости? Когда в системе законотворчества и отправлении правосудия возникает дисбаланс, когда законотворчество и правосудие отстаивает интересы определённой социальной группы за счёт других социальных групп сообщества. Значит основная причина возникновения несправедливых законов это узурпация власти определённой социальной прослойкой, которая формирует под себя законы и правосудие. К примеру, можно сколько угодно декларировать о праве на жильё, но когда возникают нереальные условия осуществления этого права, это право становиться бутафорией. То же самое можно сказать о праве на труд, на образование, на здравоохранение...Когда конституция концентрирует в одном лице формирование исполнительной, судебной и фактически законодательной власти это неминуемо ведёт к узурпации власти, когда власть не исполняет запросы общества, а наоборот навязывает обществу свои решения.

Справедливость не может быть национальной идеей, ибо она наднациональна, она в равной степени присуща всем национальностям и нациям. И она крайне необходима в любом обществе, но редко достигается. Ее понимание может иметь разные оттенки и особенности, но суть от этого не меняется.
В России сейчас не может быть единой национальной идеи уже потому, что нация расколота. Для различных ее частей нацидея имеет различные выражение и содержание.

Интересно проследить, как менялись взгляды Путина на национальную идею и поиск "скреп".
1. «А у нас с вами, в России, есть ещё такая старинная русская забава - поиск национальной идеи".
2. "Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня." (2004)
3. "Я долго об этом [нац. идея] думал, но ничего хорошего не придумал".
4. Цитирует Солженицына, назвавшего нац. идеей сбережение народа (2011)
5. ударился в првославие. Фактически стал его насаждать, наивно полвагая, что вера объеденит нацию..
6. Со временем, поняв, что православие не может быть национальной идеей, увлекся патриотизмом. Этому способствовали и Крымнаш и война в Сирии. 3 февраля 2016 года на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил, что патриотизм является единственной национальной идеей в России.

Россия, говорил Путин, не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходят три типа идеологии. Первый из них – идеология советского времени, от которой общество ушло навсегда. Второй – монархизм и фундаментальный консерватизм тех, кто идеализирует дореволюционную Россию. Наконец, третий тип идеологии, неприемлемой для России, – это западный ультралиберализм". Ну тут Путин явно покривил душой, ибо заявленная еще Ельциным "национальная идея" потребительства с лозунгом "Обогащайтесь" никуда не делась. И Путин, вся власть по сей день следуют этой идее, хотя она воспринимается меньшиством, очень незначительным меньшинством общества.

Последнее, что придумал Путин - Закон о российской нации. Это будет такой же блеф, как и все предыдущие, ибо из всех представлений о нац. идее изгнано понятие спрведливости. Это понятие чуждо и идеологически неприемлино власти. Вспомните о прогрессивнрой шкале налога на доходы - от этого Путин открещивается как черт от ладана.

Edited at 2017-01-15 09:39 am (UTC)

"ударился в првославие. Фактически стал его насаждать, наивно полвагая, что вера объеденит нацию.."

А по вашему,вера разъединяет?

Справедливость - главный человеческий демон, самый кровожадный и самый недоговороспособный. В словах же нашего Президента патриотизм - всего лишь призыв "надо терпеть", так популярный на одной окраинной территории. Просто у нас лидер умен и прагматичен, острые края предпочитает обходить...

?

Log in

No account? Create an account