Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

Еще раз о национальной идее - полемическое

Допинговый беспредел, организованный "нашими западными партнёрами" - удобный случай вернуться к теме справедливости, как национальной идее.


Прошлая мои заметки на эту тему

Русская национальная идея, которую не надо изобретать
и
Что такое справедливость и как она работает?

были воспринята ну очень неоднозначно и собрали приличное количество  "чёрных шаров". Одним читателям не понравилось то, что справедливость - это всегда субъективно. Субъективность они посчитали критически слабым звеном, делающим процесс восстановления и поддержания справедливости абсолютно непригодным для применения. Другие решили, что это очень сложно и нереализуемо на практике. Типа пока всем объяснишь, пока научишь... Третьи сомневались в несерьёзности такого подхода, пеняя на полный и абсолютной популизм такой идеи, её утопичность и ненаучность. Вот пожалуй с этого конца - с научности - мы и стартанём сегодня:

"Приматологи Сара Ф. Броснан и Франс Б. М. де Ваал доказали, что самки обезьян-капуцинов аналогично возмущаются несправедливым отношением. Животных приучили давать Броснану камешек в обмен на вознаграждение — кусочек огурца. Обезьяны работали в парах, и когда обеих награждали кусочком огурца, в 95% случаев они отдавали свои камешки. Идиллия была нарушена, когда исследователи изменили правила, давая одной обезьянке в качестве награды отборный виноград, а второй — по-прежнему кусочек огурца. Перед лицом такого неравенства обиженные животные часто отказывались от своего кусоч ка огурца, а в 40% случаев вовсе прекращали участие в эксперименте.

Ситуация обострилась еще больше, когда одной обезьяне из пары стали давать виноград вообще незаслуженно. В этом случае вторая обезьяна часто выбрасывала свой камешек, и исследователям удавалось продолжить эксперимент лишь в 20% случаев. Иными словами, животные го товы были отказаться от пищи (а, что ни говори, огурец в обмен на камешек — это неплохая сделка), только чтобы выразить неудовольствие в связи с несправедливым обогащением своих сородичей."

(Джеймс Шуровьевски, "Мудрость толпы")

О чём говорят результаты этого эксперимента:

1) О том, что чувство справедливости - это совсем не продукт высокоорганизованного социума, а элемент живой природы, который вложен в человека вместе с безусловными рефлексами

2) О том, что справедливость - если уж она  является неотъемлемым элементом даже дикой природы -  необходимое и обязательное условие выживания чв условиях агрессивной внешней среды в том числе и для человека.

Результаты этого эксперимента подтверждают научность и обоснованность включения принципа справедливости, как основополагающего правила сосуществования отдельных индивидуумов.

Если уж мы начали ссылаться на научные эксперименты, то уместным будет упоминание об еще одном интересном выводе, который сделали Томас Флатт и его коллеги в ходе об эволюционных преимуществах альтруистического поведения над эгоистическим:


"Группа ученых под руководством специалиста в области эволюционной биологии Томаса Флатта (Flatt) из Университета Брауна в Провиденсе создала теоретическую модель выживания альтруистов в среде эгоистов. А заодно прояснила, зачем вообще сотрудничество фундаментальное понятие биологии, этологии и социологии понадобилось в ходе эволюции. И биологи, и экономисты неоднократно убеждались в том, что эгоизм окупается. Вирусы крадут ферменты, чтобы воспроизводиться. Злостные неплательщики используют в своих интересах издержки коммунального обслуживания и процветают. Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия. Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества. По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в  перспективе. Исследование публикует Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences."

Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется, прежде всего, в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека».


То есть справедливость, производными которой являются альтруизм, кооперация и взаимопомощь, это никакой не  популизм и уж тем более не утопия, а заложенные в нас природой необходимые и обязательные условия выживания и эволюции. Осталось только не противоречить этой природе и закрепить эти базовые природные условия в моральные принципы и нормативные документы.

Поэтому закончу тем, с чего начал - не надо искать национальную идею. Она всегда была в России неизменной, её просто называли по-разному. Одни - третьим Римом, другие - комммунизмом... Может быть стоит просто возвратиться к изначальному - чисто научному варианту?


promo seva_riga april 9, 2016 20:26 90
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

Жить по-справедливости - это путь богов.

По сути, идея справедливости была провозглашена более 2000 лет назад - "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".
Россия приняла эту идею около тысячу лет назад (если рассматривать официальную историю Руси, которая нам известна).
Но примечательно не столько то, почему Русь пошла по этому пути, но и то, что русские смогли не только жить по справедливости, но выжить и, к тому же, суметь побеждать всех тех агрессоров, кто был с выбором русских не согласен.

Справедливость - это единственный путь выживания для человечества.

Но ведь, раз мы выжили, то и эгоизм является таким же обязательным условием выживания общества? )))


эгоизм может помочь индивиду выжыть, но не обществу. а человек существо соцыальное и вне соцыума быть человеком перестаёт.

чувство справедливости - это совсем не продукт высокоорганизованного социума, а элемент живой природы, который вложен в человека вместе с безусловными рефлексами
=============
Это не элемент живой природы и тем более не рефлекс. Это именно продукт социума, пусть и не всегда высокоорганизованного. Неверный посыл в самом начале приводит к кривым выводам.

И какой кривой вывод вы наблюдаете?

Идея, конечно, хорошо. Загвоздка однако в том, что ни в виде Рима, ни в виде коммунизма она не была реализована. Более того переход от относительно скромного несправедливого неравенства советского типа к сверх неравенству теперешнему во многом осуществлялся под лозунгами справедливости, а Ельцин даже на метро один раз проехал...

Т.е. вернуться к коммунизму. Всё верно. Только эта система построена на природном стремлении человека к справедливости.

Илья, расскажите мне про неограниченное удовлетворение потребностей при коммунизме. Не надо лозунгов. Достаточно пошаговой процедуры

Единственная правильная национальная идея для России - это идея построения разумного общества: mirbudushego.ru/koncepciya/index.htm

Короче, все просто: альтруисты за справедливость, эгоисты - против.
(Сергей, у вас есть прекрасная возможность увидеть воочию "социологический срез" ваших по_читателей! ;о)))

)))
Мне он уже давно известен. В настоящее время происходит тестирование этих групп по положительным и отрицательным стереотипам)))

Последние 25 лет эта самамя неописанная конкретно, но вполне реальная идея неслабо так через сми и прочие реформы образования вытравливается из народа.
Пока еще - многие помнят - как это - по справедливости.
Но это пока.
Чем закончится - возвращением к. или же наоборот- судить не берусь. Запас прочности какой-то еще есть, а куда телега вывернет - хз.

Я оптимист, ибо вижу, как резко и непредсказуемо включается коллективный инстинкт самосохранения, когда хотелки власти начинают ему противоречить

(Deleted comment)

Одна из моделей мотивации

Кстати, вспомнил, одна из моделей мотивации/демотивации, называется "теория справедливости".

Вкратце, человек, как те обезьяны в эксперименте, сравнивает свой вклад и свое вознаграждение со вкладом и вознаграждением других.

Субъективно справедливы варианты, если со своей стороны:

- Меньше вклад и меньше вознаграждение, чем у других.
- Равны вклад и вознаграждение.
- Больше вклад и больше вознаграждение.

Т.е. эти три варианта более-менее вписываются в "по труду и по квалификации".

Но субъективно справедлив еще один вариант:

- Меньше вклад и больше вознаграждение. Ну там по праву рождения, из-за эффективности собственного менеджмента, и прочие обоснования собственной исключительности и того, куда должны идти те, у кого нет миллиарда. В описываемом эксперименте не упоминается, что мартышки отказывались от халявного винограда, потому что это несправедливо по отношению к тем из них, которые огребали камнями.

Плюс накладывается практическая трудность оценки вкладов и вознаграждений даже без башен, сорванных собственной исключительностью. Поди сравни вклады и вознаграждения хирурга, спасающего жизнь спецназовца, ученых, результатами мозгов которых пользуются и спецназовец, и хирург, и спецназовца, рискующего своей жизнью ради хирургов, ученых, и остальных граждан.

Edited at 2016-07-29 06:40 am (UTC)

Re: Одна из моделей мотивации

Согласен. Процедура реализации лозунга - это более чем сложный продукт... Но наша то беда в том, что мы никак консенсус даже по лозунгу найти не можем....

>справедливость, производными которой являются альтруизм, кооперация и взаимопомощь.

Обосновать это утверждение можете?

Я вам привел целый научный эксперимент в качестве обоснование и указал первоисточник... Или вам его полностью сюда скопировать надо?

(Deleted comment)
прыгалки посуши, порвутся

///справедливость, производными которой являются альтруизм, кооперация и взаимопомощь, это никакой не популизм и уж тем более не утопия, а заложенные в нас природой необходимые и обязательные условия выживания и эволюции.///

Некоторые мысли по этому поводу: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. (Про Альтруизм и Эгоизм.)
Единственное, хотелось бы заменить в этом тексте термин "соревновательная конкуренция", на "соревновательная взаимопомощь"...

Могу предложить следующее базовое определение справедливости:
"Всё что способствует улучшению(увеличению количества) Жизни - справедливо.
Всё что способствует ухудшению(уменьшению количества) Жизни - несправедливо."

Всё остальное можно, при желании, воспроизвести из этого "базового определения".

А существо Русской Идеи наиболее ярко выразил Твардовский:
Переправа.
"Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради Жизни на земле."

Будем все-таки корректны. Бой святой и правый возможен, когда есть единое понимание целей и инструментов. А с консенсусом по этим вопросом у нас, как вижу, тотальная напряженка....


О чём говорят результаты этого эксперимента

------------------------

По-моему они говорят о том что приматам присуще чувство зависти.

А справедливость... давайте мысленно чуть расширим эксперимент: допустим что у приматологов есть причина давать одной из обезьян виноград. Не важно почему... скажем, ей предписана такая диета по медицинским причинам. Получается что с точки зрения человека все справедливо: больную обезьяну надо подкармливать. А вот вторая обезьяна видит только одно: ее "коллега" совершенно "незаслуженно" получает виноград. И все: "кипит наш разум возмущенный".

Примеров таких может быть масса. А вывод, по-моему, можно сделать такой: понятие "справедливости" все же не является чем-то универсальным и сильно зависит от точки зрения и, так сказать, "исходных данных". Присуще ли чувство справедливости животным. Не уверен. Сомневаюсь если честно...

Я сразу сказал - еще в первой статьи - справедливость - чувство субъективное. И зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому не получится какая-то универсальная справедливость для русских и англосаксов, для фашистов и коммунистов... но это ничего не меняет. В данной теме я говорю только про одну территорию и про одну, исторически сформированную на ней нацию

Справедливость, я считаю, это эманация метальной составляющей трансгуманной гиперфукции трансцендентого эго, сублимируемая на социально-этические приципы
быдла, рабов и ватников.

Edited at 2016-07-29 08:36 am (UTC)

(Deleted comment)
"Примитивус вульгарис"(с) Эту методичку все выбросили ещё в конце 20-го века... скачай новую.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account