Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

Волны-убийцы

Как быший владелец маломерного судна, походивший по на нем и по рекам, и по Балтике (кстати - очень коварная волна на Балтике - частая и короткая), подписываюсь под предоставленным постом доктора Мика (https://cont.ws/post/299806)


25 км на 10 км. Я не про Сямозеро, я про рукав Рыбинского водохранилища по Мологе вокруг Весьегонска. Родина отца, с 10 лет меня туда таскал в отпуск. На деревянных лодках, взятых у местных мужиков, приятелей отца, за черникой и грибами с утречка на веслах от 5 до 10 км в одну сторону, вечером обратно.

В отличие от карельских озер, климат курортный и предсказуемый. Мелко, поэтому в июле вода бывает до отвращения теплая, как парное молоко. Утром штиль, днем бриз, вечером опять штиль. Ну и если уж дует, то стабильно, дня на три. В этом предсказуемом летнем раю синего неба и воды, золотых сосен и песка, и мягчайших, как перина, глубоких мхов каждый год на лодках кто-то гибнет. Напишу по личному опыту на весельных лодках, может, кому пригодится выжить.

Вот видео, на котором русский ракетный корабль зарывается в северную океанскую волну


 Это смешно сравнивать с метровой - полутораметровой озерной волной.

Да? А теперь вспомните, что вы не на океанском ракетоносце, а в открытой лодке с высотой борта по паспорту полметра. Из этого полметра половина под водой, потому что вы своим весом ее притапливаете, а над водой остается 25 см. Итого волна в 1 метр в 4 раза выше вашего борта, а если волна полтора метра - то в 6 раз выше вашего борта. Теперь еще раз посмотрите видео с боевым кораблем. Вы видите там волны, которые в 4 - 6 раз выше борта? Все еще смешно сравнивать озерную волну в 1 метр с океанским штормом?

Кроме того, между вами и боевым кораблем есть еще пара отличий. Одно из них в том, что корабль движет через шторм энное количество железных, и бывает, даже атомных, лошадиных сил. Вашу весельную лодку при той же штормовой силе ветра движете лично вы, без лошадей. Про лошадиные силы в лодочном моторе, если он у вас есть, скажу чуть ниже.

Другое ваше отличие от боевого корабля в том, что корабль закупорен, на него волна как накатилось, так и скатится. Если же волна накатилась на вашу открытую лодку, то в лодке она и останется.

Надеюсь, к этому моменту уже убедил вас, что гребная лодка на озере это не пляжная анимация, теперь конкретика, как остаться в живых.

Форма лодки. Правильная форма озерной гребной лодки показана на фотографии в заголовке (современный пластик лучше традиционных деревянных лодок, потому что топляк доску в днище не вышибет, и конопатить не надо). Это развалистые борта и развалистый высокий нос. Волна все равно выше борта, но чем больше лодка носом ли, бортом ли зарывается в волну, тем больше развалы корпуса выталкивают лодку из воды. Работает закон Архимеда про водоизмещение. При такой форме корпуса лодка уточкой всплывает на верх волны.

При этом нельзя гнаться за сплошь высоким бортом, мол он защитит от захлестывания волной. Защищает развал бортов и закон Архимеда, а просто высокий борт дает парусность, которая будет тащить лодку по ветру, а не куда надо вам с вашими хлипкими веслами. В абстрактном идеале для снижения парусности и нос бы пониже, но тогда лодка носом на волну не взойдет, а примет ее внутрь.

А теперь сравните это с формой модных каноэ, где вертикальный высокий борт с нулевыми развалами. И нос тоже с нулевыми развалами. По волне не уточкой всплывет, а либо всем бортом словит удар волны, либо носом в нее зароется и примет ее в себя. Каноэ это для тихих лесных речек, со всех сторон закрытых от ветра деревьями, см. Властелин Колец, сцена отплытия из эльфийских лесов перед водопадом.

Форма гребца, имеется в виду физическая. Приехали, договорились с мужиками о лодке, радостно поплыли. На 15 минут на первый раз, вдоль бережка. Потому что ладошки не омозолели. Про мышцы рук и спины тоже все ясно. На второй день примерно так же, ну до получаса, если невтерпеж, на третий день 45 минут в один конец. На пятый день час в одну сторону, только через неделю по 10 км в один конец, с учетом смены гребцов.

Учет времени. 15 минут, или 1 час, или 2 часа, это из расчета штиля, и 5 км в час. А если легкий предсказуемый дневной бриз вам навстречу? И неизбежная парусность? То 15 минут по тихой воде становятся 30 минутами при встречном умеренном ветре. А 10 км в один конец можно проходить 3 - 4 часа. Так что там у вас с предыдущим пунктом, про вашу физическую форму, спину и омозолелость ладоней? Ах, лопнувшие мозоли кровавые на ладонях, и вокруг несколько километров слегка волнующихся водных просторов, и никакого такси... правда, вы не один гребец, есть кому вас подменить, да?

Но это не шторм, это предсказуемый бриз, который к вечеру сменится штилем. Правда, бриз разгоняет таки в середине волну до метра и с белыми барашками. Но дней через десять ежедневной гребли с одеревенелыми ладонями и накаченной мышцей в лодке правильной формы идти можно, имея дыхалку на 2 - 3 - 4 часа гребли, в зависимости от вашего места назначения. При этом одно весло норовит в волну зарыться, а второе вознестись к небу. А если ветер сильно с боку, то чтобы держать направление, приходится вообще работать чуть ли не одним веслом... Но вы же к этому привычны, и такие мелочи вашу лодку с курса не сбивают...

А вот если шторм, то надо пользоваться тем, что вы в озере, а не в море, разворачивать лодку по ветру, и лишь чуток подправлять ее веслами так,чтобы бортом к волне не встать, и наслаждаться жизнью и Гомером:

"Быстро корабль побежал, корму воздвигая,

и сзади пурпурной волной подпирая,

его многошумное море мчало вперед".

Если даже вы в полукилометре от своего берега, а другой берег, куда вас гонит шторм, в 25 км, на своем берегу вы можете не оказаться и через 4 часа, а на далеком берегу вы точно окажетесь за 4 часа, и с комфортом. Правда, возникает вопрос, что там делать и как добираться обратно, но оставшись в живых, вы с этим как-нибудь разберетесь. Помниться, утром выплывали в умеренный августовский ветер, пока грибов набрали, пока покостровали, обратно чуть вышли из устья лесной речки в заливчик, под прикрытием острова и мысов, за две волны половина лодки воды, перед третьей волной успели крутануться и на волне обратно к берегу. Я с матерью пошел за 5 км в ближайшую деревню ночевать, отец с приятелем остались на ночь в лесу около лодки с костром. На третий день утихло.

Учет погоды и мест. Расслабьтесь, если вы не местный, или не завсегдатай, то вы ничего не учтете. Ну откуда вам знать, что означают те или иные облака с той или иной стороны горизонта, при каком ветре в каком месте из-за каких аэродинамических труб между островами и прогалами в лесах волны перекручиваются в вертикально выскакивающие бугры и т.д. Поэтому если вы без местного сопровождения, держитесь со своей гребной лодкой в 100 метрах от берега, и возможно, 1 часе убийственной гребли, чтобы пройти эти 100 метров.

Про мотор. Гибнут чаще всего на моторе. Просто потому, что в явный шторм на веслах никто на воду не лезет. А мотор дает ощущение мощи и безопасности. Врубил двигло на полный, врезался в вертикальную озерную волну, подлетел с трамплина в воздух, перевернулся, и получил лодкой по голове.

Правда, 8 лошадей того же старинного Ветерка не хватит взлететь. Но даже их достаточно, чтобы впечатать вас в стену волны, вместо того, чтобы за счет развалов корпуса и архимедовой силы как уточка всплыть наверх. И при ударе принять в вашу открытую лодку ту часть волны, которая выше борта. Иногда это пена белых барашков и брызги. А иногда это собственно тело волны, то самое, которое выше борта в 4 - 6 раз...

Поэтому при серьезной волне на моторе надо плавненько, наискосок волны, не взлетая и не зарываясь в нее, галсами, пусть работают развалы корпуса и закон Архимеда. Скучно, без восторгов преодоления стихии и без чувства внутреннего удовлетворения от того, что доказал окружающим и самому себе, что ты настоящий мужчина - зато все живы.

Кстати, чем вы предпочитаете воду из лодки отчерпывать? Походной кружкой? Кросовками?

Нет, конечно, если у вас морской катер с закрытым верхом и до 3-х баллов по паспорту, то озерные шторма вам теоретически по барабану. Хотя, с учетом того, что в море чаще волна длинная пологая, а на мелких озерах короткая вертикальная... я бы все-таки галсами, плавненько, наискосок... Вспоминается, в Хорватии между островами отечественный Метеор лихо прыгал по 3-м баллам на ножках. А из Большой Воды Рыбинского водохранилища в августовский шторм Метеор вышел к Весьегонску с треснутым лобовым, и обратно в сторону Рыбинска и Ярославля он полз на брюхе, я сидел в переднем салоне, мне казалось, что я в подводной лодке, больше половины времени стекло салона было под толщей воды, не под брызгами, лишь изредка выныривали на воздух...

Итого:

- На гребной лодке в метровую волну намного опасней, чем в океанском шторме на корабле.

- Не используйте на озере гребную лодку без развалов бортов и носа.

- Ваш возможный черный пояс по карате не имеет ничего общего с удержанием направления гребной лодки на волне часами, нужны омозолелые ладони, другая дыхалка, другие мышцы, другая координация движений.

- Не зная броду, не суйся на Воду.

- В шторм - по ветру, если на веслах, или наискосок волны галсами не спеша, если на моторе.



promo seva_riga april 9, 2016 20:26 90
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

  • 1

Все очень верно!

Помню, когда впервые пришлось пройти на байдарке 3-4 километра по Кандалакшской губе при полном штиле и очень легком волнении, было очень страшно.

Re: Все очень верно!

Я уже 35 лет хожу на байдарке по озерам и Белому морю. Прошел и северный берег Ладоги, и губы Онеги и существенную часть западного берега Белого моря. По финской Сайме ходил. Сильно страшно не было никогда, просто в плохую погоду сидели на берегу и сокращали маршрут. Один раз сидели на острове в Сумской губе четверо суток из за шторма.

Это Дори... http://lodka-soroka.ru/index.html

Edited at 2016-06-23 02:35 pm (UTC)

Их несколько компаний льют такой формы. На вашем фото мелочь для одного гребца, у меня сейчас 5-метровка на 4 весла, можно и одному идти парой весел, и 4-х человек запрягать, тогда прет, аж журчит из под носа.

Но главное, развалы, чтобы всплывала по волне, а не вертикальные борта.

Полностью согласен. Почти энциклопедия.
Сам не раз попадал. Однажды на Кременчугском четыре часа греб, чтобы на месте остаться и по камням дамбы не размазало. И в Черногории несколько раз хватил лиха. Там еще одна фишка есть: темно как у негра. Если одним местом шторм почуувствовал, то вали, чтобы огни берега видеть в упор. Выбросит на камни, есть шанс выжить, в воде почти шансов нет.
Аа уж у нас в Карелии страх божий! Особенно Ладога. Там сгинуть проще простого.

Да и пенопласт закрепит везде где можно не помешает.
теперь это не дефицит.

Примерно об этом и сам написал на днях пост.

Не помню как назывались деревянные лодки на Волге. Они были с закрытыми рундуками в носовой части и корме. Вода даже при большой волне туда практически не попадала. Выполнили роль поплавков и лодка оставалась всегда на плаву, ну и использовались как места для хранений черпаков и прочих нужных вещей.


Edited at 2016-06-23 03:19 pm (UTC)

По современному "воздушные ящики" я полагаю.лучше ял-6 для озерных походов ничего не придумано до сих пор,имхо конечно

Говорят ещё что стационарный двигатель (между банками по мидель-шпангоуту) гораздо лучше в волнение (лучше развесовка лодки) чем подвесной за кормовой транец. Правда ли это?

Нюансов много. К примеру - "Казанка" в разы плавучее "Прогресса". "Пиола " неплохая лодка, только парусит сильно. А так, надо проникнуться, потом можно копчиком определять.

А на погоду бровой развернуть лодку и стать на якорь не судьба? В штормовую погоду к берегу подходить опасно, гораздо безопасней пережидать в море на якоре, обычно гибнут и переворачиваются как раз на узвалах у берега.

Чёрт знает что.
Теоретик детектед.

абс. верно! Не добавить

читать не смог- градус мешает! а видео красиво легло на музыку (в такт)из компа- Вы жертвою пали...!
а спасать вот так https://www.youtube.com/watch?v=QwCQ6ErU_LM

Edited at 2016-06-23 04:27 pm (UTC)

Насчёт кровавых мозолей. Помню на самодельном катамаранном плоту гребли часа четыре. Я потом разогнул ладонь и мне стало жутко — почти вся кожа на ладони с хрустом сместилась со своего места. Один сплошной пузырь. И совсем не тоненький.

Да 15 минут напряженной гребли хватит, чтобы получить мозоли, если первый раз. И еще. Руки то и весло становятся от брызг сырыми,что скорость возникновения мозолей увеличивает.

Все почти правильно, но есть разные плавсредства. Современная байдарка вполне герметично закрывается и волна прокатывается по палубе не попадая во внутрь, скорее можно опасаться механического разрушения каркаса на волне. На полиэтиленовом двухместном каяке я ходил в метровую волну без особых проблем. При хождении по озерам лодка должна быть с рулем, это обеспечивает одинаковую нагрузку на руки при гребле. Еще голова полезна, оценивать состояние погоды.

Байдарки отдельная песня, но не моя, я их не знаю. Только со стороны видел.

С середины Мологи до Весьегонска еще в советские времена был официальный туристический маршрут, регулярно байдарочники шли, в том числе по мелкой волне. Но они в середину не совались, вдоль южного берега, под прикрытием островов и между мысами срезали.

Чисто умозрительно плюс байдарок в том, что они парусят меньше, чем классическая весельная лодка, и узкие, в итоге быстрей могут идти.

Но, как вы написали, на серьезной волне они должны быть прочны на излом. Вроде с современными пластиками это решилось? А что с переворачиванием? Слышал, байдарочников учат обратно переворачиваться, если вниз головой в воде оказались, пристегнутые к байдарке, или это слухи?

Edited at 2016-06-23 11:30 pm (UTC)

Помню поплыла я в студенческие годы одна на остров посреди Волги _Саратовская область_ там Волга не мелкая,широкая,но с течением местами. Одна,на пустой остров(дурочка) ,а назад возвращаться как ветер,тучи и все такое. И ветер прям в бочину и лодочка старенькая. Плыла и не чаяла скорей вернутся. Отделалась легким испугом.



Ну это так, про лодочников само напросилось =))

А в целом - озеро же. В Африку к людоедам не унесёт. Ну разве что на Байкале - там может утащить в другой регион, замучаешься в Иркутск из Нижнеангарска ехать =)

Так что самое толковое - не умничать и шпарить туда, куда ветер гонит, всё верно сказано. Сижу, мотаю на ус. Ну подумаешь, 10-20 км потом пешочком пройти придется. Какие проблемы?

Не обязательно пешком. Пересидеть, и обратно грябать. И вообще, прогресс, мобилы есть, позвонить кому из своих с мотором, пусть подцепят, когда утихнет.

Приливы и отливы, волны убийцы. Форум ­НИЯУ МИФИ https://mephi.ru/communication/forum/talk/forum13/topic5498/messages/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account