?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

Невидимая рука рынка в сталинской экономике

Продолжение. Начало тут: "Сталинские предприниматели"

"При Сталине потребления не было и все ходили в ватниках - это единственное, что могла произвести советская промышленность", - уверенно гундят баксолюбы и хочукакунихи. Ребята они упорные, фактами их не прошибешь, поэтому вступать с ними в дискуссии не буду, для остальных же - буквально несколько цифр (вот отсюда: http://istmat.info/node/45426) и всего одна цитата про "ужасные 30е:


"С 1 января 1935 г. была упразднена карточная система распределения хлеба, муки и крупы и открылась ненормированная государственная и кооперативная торговля хлебом и другими указанными выше продуктами. С октября 1935 г. было отменено нормированное снабжение всеми остальными продовольственными продуктами, а с января 1936 г. — промышленными товарами.

О росте рыночных фондов важнейших товаров широкого потребления за эти годы свидетельствуют следующие данные: рыночный фонд хлопчатобумажных тканей в 1937 г. увеличился по отношению к 1932 г. на 91%, шерстяных тканей — на 236, трикотажных изделий — на 299, кожаной обуви — на 138, хозяйственного мыла — на 158, животного масла — на 301, сахара — на 182% и т. д. Особенно сильно возросли рыночные фонды культурных товаров: велосипедов, патефонов, радиоприемников и т. п.


А как вам снижение цен на растущем спросе?:

Розничные цены в октябре 1935 г. были снижены на ржаной хлеб на 45,5%, крупу — на 54,1, мясо — на 38,5, сахар — на 42,7, кондитерские товары — на 50% и т. д. Неоднократно понижались цены и на промтовары. Уменьшение цен на промтовары в июне — июле 1937 г. на 5 — 16% охватило 80 — 90% всех промтоваров. Снижение цен в государственной торговле и в кооперации повлекло за собой значительное падение цен на колхозном рынке. Во второй пятилетке цены на колхозных рынках уменьшились в целом почти на 59%.

Снижение цен дало народным массам страны экономию, определяемую за 1935 — 1936 гг. в 10 млрд. руб. Снижение цен на промтовары в середине 1937 г. дополнительно дало потребителям экономию в 1,4 млрд. руб.

Естественно такая экономия не могла не дать дополнительный торговый оборот, и он получился вполне впечатляющий - с 1935 по 1937 - 154%, и колхозной торговли - 122%. В 1938 году рост продолжился  Розничный оборот увеличился до 138574,3 млн. руб., т. е. на 10% по сравнению с 1937 г. Оборот колхозно-базарной торговли увеличился за этот год на 37% и достиг 24399,2 млн. руб.  Оборот общественного питания увеличился с 6386 млн. руб. в 1933 г. до 7125 млн. в 1935 г. и 10158 млн. руб. в 1937.

Снижение цен, оказывается, приводит к увеличению спроса и улучшению деловой активности. Сталинская команда про это знала. Современный экономикС даже не догадывается... Для современного экономикса снижение цен смерти подобно, ибо сразу падает фетиш современных "типа экономистов" - ВВП.

В 1937 г. потребкооперация продала в деревне больше, чем в 1935 г.: радиоприемников — на 70%, патефонов — на 121, велосипедов — на 31% и т. д. По сравнению с 1928 г. розничный оборот сельских магазинов и палаток в 1936 г. увеличился в 6,3 раза по сахару, в 17,7 раза — по кондитерским изделиям, в 5,2 раза — по мануфактуре и одежде, в 9,7 раза — по обуви, в 8,3 раза — по предметам санитарии и гигиены, в 23,7 раза — по культтоварам и т. д."

Оцените рост самой торговой сети: "По сравнению с первым периодом нэпа число магазинов и палаток государственной и кооперативной торговли увеличилось (1924 — 1936 гг.) в городе в 5,5 раза и в деревне в 8,5 раза. С конца 1934 г. по конец 1937 г. количество магазинов и палаток увеличилось с 286,2 тыс. до 327,4 тыс."

А как вам рост рабочих мест? "В 1935 г. было 1,6 млн. торговых работников, в 1937 г. стало 2 млн., т. е. на 25% больше. Причём рост этот - не за счет сокращения рабочих мест в индустриальной сфере. Там рост идёт еще более впечатляющий."

Будет оказия - сравните, пожалуйста , эти цифры с ростом торговли за это же время в благословенной цивилизованной Европе и в цитадели демократии - США, которые постоянно приводят в качестве потребительского примера баксолюбы и какунихачухи.

А сталинская команда, кстати, таким ростом потребления была недовольна:
«...Надо прямо сказать, что потребности населения, материальное благосостояние и доходы населения растут быстрее, чем развивается товарооборот, отсюда разрыв между темпами роста спроса и товарооборота. Вот почему мы должны будем усилить товарооборот, принять серьезные меры к улучшению торговли»  Микоян, XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет, стр. 217"

Кстати  для любителей орать про уравниловку при Сталине ещё фактик: "С переходом на ненормированную торговлю в 1935 г. государственные магазины были переведены на хозрасчет. Одновременно была перестроена и оплата труда торговых служащих на основе внедрения сдельщины в форме процента с оборота."



Ну а когда увидите, что с динамикой потребления, пониманием законов о рыночном спросе и стимулирования рыночных механизмов через личную материальную заинтересованность в сталинское время в СССР было всё в порядке, только одна цитата - для понимания, что всё это не просто так:

«Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления. У нас бывали случаи, когда товаров и продуктов было немало, но они не только не доходили до потребителя, а продолжали годами гулять в бюрократических закоулках так называемой товаропроводящей сети — в стороне от потребителя. Понятно, что при этих условиях промышленность и сельское хозяйство теряли всякий стимул к расширению производства, товаропроводящая сеть затоваривалась, а рабочие и крестьяне оставались без товаров и продуктов. В результате — расстройство экономической жизни страны, несмотря на наличие товаров и продуктов.

Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом, а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь еще одно условие, а именно, — развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства. Необходимо, чтобы страна была покрыта богатой сетью торговых баз, магазинов, лавок. Необходимо, чтобы по каналам этих баз, магазинов, лавок безостановочно циркулировали товары от мест производства к потребителю. Необходимо, чтобы в это дело были вовлечены и государственная торговая сеть, и кооперативная торговая сеть, и местная промышленность, и колхозы, и единоличные крестьяне
» [Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 461.].




Но вот лично меня интересовал не этот вопрос, а вопрос работы Госплана, а именно мехнизма, с помощью которых Госплан СССР обеспечивал спрос на растущее такими бешеными темпами потребление. Какие проводил исследования, если всё рапредялось в приказном порядке (как нас учат на уроках истории имени Фурсенко)? И вот, читая отчеты того времени, постановления и другие нормативные документы, я обратил внимание на многократно и постоянно повторяющиеся термины: "рынок, рыночный, потребительские спрос" и так далее, и тому подобные, которые обычно являются признаком присутствия той самой "невидимой руки", на которую, как на фетиш, мастурбируют либерасты, и которую так искренне ненавидят большевики.

Неужели  сталинская экономика регулировалась с помощью рыночных механизмов? Уау! Нет? Всё ещё не верите? Ок, читаем документы. Ну хотя бы вот этот, который обязывает тяжёлую промышленность тоже участвовать в удовлетворении растущих   потребностей граждан СССР (СНК от 1936.07.07): "... Установить, что реализация заводами части предметов широкого потребления ..  (например: мебель для общежитий, садово-огородный инвентарь для ОРС'ов, спецодежда и т. д.), на внерыночное потребление допускается в пределах не свыше 15% из общего выпуска этих предметов с обязательным указанием в месячных отчётах размеров внерыночного потребления."

Какой кошмар! Оказывается только  15% продукции народного потребления предприятиям разрешается продавать вне рынка. А остальные 85% - будь добр - на базар-магазин-в потребкооперацию. Жуткая командно-административная экономика, не правда ли? Или таковой её сделала последующая хрущевско-брежневская "оттепель", плавно переходящая в современную охлократическую диктатуру.



Кстати, там же, в этом же постановлении вообще жуткие вещи:

"Установить, что вся прибыль от производства предметов широкого потребления остаётся в распоряжении соответствующих предприятий при условии выполнения предприятием установленной для него программы производства этих предметов и хорошего качества продукции.

Не менее 75% прибыли от производства предметов широкого потребления используется предприятием на дальнейшее развитие этого производства, улучшение их качества и внешнего оформления, расширение выпускаемого ассортимента и рациональное использование отходов и не более 25% этой прибыли на выдачу премиального вознаграждения инженерно-техническим работникам и рабочим соответствующих цехов за ценные предложения по улучшению производства предметов широкого потребления, перевыполнение программы их производства и улучшение качества."

Вообще кошмар жуткий, не правда ли? Серый унылый совок вроде, и вдруг мало того, что вся прибыль (слово то какое капиталистическое) остаётся в распоряжении предприятия, так ещё и 3/4 этой прибыли в обязательном порядке направляется на улучшение качества и внешнего оформления.



Ну а возвращаясь к механизму работы рыночных механизмов в сталинской экономике, то функцировал он просто и эффективно:

Текущие потребности населения Госплан замерял посредством широкой сети частной торговли и сферы услуг, которые, как нервные окончания, чутко реагировали на изменение спроса и в соответствии с ним формировали свои собственные планы. Эти планы, попадая в Госплан, становились основанием для госзадания группе "А" по производству тех средств производства, без которых выполнение торговых планов было бы просто невозможно. То есть Госплан, оценив консолидированные потребности торговли, мог оценить необходимый и достаточный станочный парк для удовлетворения этих потребностей.

"Невидимая рука рынка", в данном случае, была как раз на своём месте, ибо ничем не руководила, а именно сообщала о потребностях, работая тем, чем и должна работать, а именно сигнальной, а не управляющей системой. Таким образом верный ленинец товарищ Хрущёв, ликвидировав многоукладность сталинской экономики, вырубил именно нервную систему производственного организма, превратив его, под овации ХХ съезда, в тот самый унылый совок, который уже по всем параметрам проигрывал "нашим западным партнёрам"...





promo seva_riga april 9, 2016 20:26 93
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

Какая хорошая система, которую может вырубить один человек, да еще и под овации

Заметь, что абсолютных цифр афтар избегает, ибо в них собака-то и зарыта.


я собственно с автором согласен, что сталинская экономика - это была великая весч :)
Есть одно НО. Автор называет ее системой. А по всему выходит, что это всего лишь один элемент системы.
А вот с остальными элементами системы было что-то не то. Поскольку, по словам автора же (это не я придумал), время жизни экономического элемента составило время жизни одного человека, то бишь самого Сталина.
И вся система в целом после смерти Сталина прожила всего 40 лет, т.е. вообще половину жизни одного поколения, что по историческим меркам вообще ничто.
А то что случилось после смерти системы - это тихий ужас, который едва не похоронил вообще все и всех.
И вот тут возникает масса вопросов к тем, кто топит за сталинский экономический элемент системы

Да потому что Марксизм превратили в догму. Заморозили на уровне командно-административной системы, ради сохранения власти в одних руках...

ну прибыли Сталин не чурался, помнится цитата из него приведённая в "Дискуссии об индустриализации в СССР" что то вроде: "чем выше наша фондовооружённость, тем выше наша прибыль" актуальный лозунг для современных транснациональных корпораций... :-)

А где,собственно,весь этот распрекрасный сталинизм?

Он сгинул!

Сегодня его пытаются восстановить.
Но он снова сгинет.

История...

Вы не поверите, все мы когда-нибудь умрём
Или у вас есть что-то рукотворное и абсолютно вечное?
Не поделитесь?

Edited at 2015-08-30 06:38 am (UTC)

Про Кейнса знали, так еще и Котлер???!!! А, мелочь

Только привыкли, что Кейнс изучал кейнсианство по Сталину, теперь, оказывается, что учили маркетинг по Котлеру, а Котлер учил его у Сталина?!!! Аааа!!!! (В ужасе убегает).

(Подкололся галоперидольчиком, возвращается).

С "Какая хорошая система, которую может вырубить один человек, да еще и под овации" как раз понятно.

Тов. Сталин сделал единственную ошибку, она все и похоронила. Ее можно описать двумя способами, но смысл тот же, отбор кадров согласно марксистской идеологии классовой борьбы и преданности рабоче-крестьянскому делу, а-ля "кто были ваши родители, и чем вы занимались до 17-го года", оказалась ботвой:

- Описание номер раз, в терминах динамики развития личности. Человек получает образование и опыт, добросовестно растет и делает карьеру из рабочего до директора и в обком, женится, растит детишек, ценности по ходу меняются , "Может ли сын полковника стать генералом? Нет, потому что у генерала есть свой сын", развитой брежневизм-комсомолизм, полное перекрытие социальных лифтов, если в терминах Питирима Сорокина, который за них нобелевку получил, и далее слитие всей страны себе на карман именно что элитой КПСС... Т.е. марксистская идеология не учитывает банальную индивидуальную динамику ценностей.

- Описание номер два, в Православных терминах. Сталин с полными 4 годами Православной семинарии доверился марксовой идеологии классовой борьбы. Типа, если рабоче-крестьянское происхождение, то предан рабоче-крестьянскому делу. И отбросил 2-хтысячелетнюю евангельскую дихотомию ценностей, что в каждом человеке идет борьба "похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской" против "возлюби ближнего своего" и "нет большей любви, чем отдать душу свою за други своя". Практика показала, что "похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская" прекрасно уживаются с преданностью делу рабочего класса и социалистической Родине, ну и далее см. выше... слитие всей страны себе на карман именно что элитой КПСС

Т.е. Сталин сделал простенькую и смертельную ошибку в рекрутинге и продвижении кадров, не те критерии оценки/отбора персонала его эйчары использовали.

Но это понятно, а непонятна именно экономическая сторона.

- Сценарий раз, современная экономика. Хочешь развиваться, иди в банк, бери кредит под залог (например, недвижимость), возвращай с процентами из прибыли. Условно, залог 100 уе, кредит под залог 100 уе, возвращай из прибыли 100 уе с набежавшим процентом, а набежать может и 200 уе, и 300.

- Сценарий два, непонятный. А если я и производитель, и я же финансист с кредитом на развитие, все кругом колхозное, все кругом мое? Ну и нафуа гра мне самому себе на собственный залог проценты накручивать и возвращать? Я недвигу-залог давно отбил/амортизировал и перевел в безвозвратные затраты (sunk costs, "уже оплачено"), и потребляю для развития. Как в деревне, построили избу, пользуем бесплатно, дальше строим кузню, построили, пользуем бесплатно, дальше строим дорогу-грунтовку, построили, пользуем бесплатно, через пару веков строим железную дорогу, пользуем бесплатно, еще через полвека ГЭС, пользуем бесплатно, через четверть века АЭС, роботы, космодромы... Правда, все немонитизировано и потому низкий национальный валовый продукт если в уе считать, отсталая страна... Вот как оно работало и сочеталось с зарплатой и премиями в рублях и с колхозными рынками?

Кстати, "сам себя производитель и кредитор" это не только социалистическая общенародная собственность, сращивание банков и производителей характерно и для немцев, и для Японии, и для Кореи. И в Германии, и в Японии, и в Корее были экономические чуды, что твой СССР.

Чем закончилось чудо СССР знаем, вместо "совковой непрозрачной" бугалтерской отчетности все сделали по международным стандартам, далее приватизация под международые аплодисменты, прибыль от построенных дедами заводов-дорог-плотин в карман владельцам акций, проценты банку-кредитору, денег на развитие нет, на ЖКХ нет, на науку, образование и здравоохранение нет, пенсионеров содержать не можем... Интересно, Германию, Корею и Японию подрезали так же или по другому?

Так что если правильно дозу галоперидольчика подобрать, то поясные портреты тов. Сталина в кабинете каждого уважающего себя директора по маркетингу это мелочь, серьезный вопрос - это про немонитаристскую экономику.

Edited at 2015-08-30 01:46 pm (UTC)

Re: Про Кейнса знали, так еще и Котлер???!!! А, мелочь

Хорошая телега, годная.
Только вот Сталин допустил другую ошибку. Он умер. :-)
И после этого лысая скотина Хрущ уже отрубил социальные лифты.

До 1973-го года колхозники не имели паспортов.
Все успехи индустриализации происходили за счёт исчерпания ресурсов деревни. Когда в 60-е они закончились, очень кстати открыли залежи нефти, а иначе бы Брежневу или кому-то другому пришлось бы делать то, что в Китае делал Дэн Сяопин.

Т.е. крестьяне сидели в деревне, потому что паспортов не было, и они же строили Магнитки с Днепрогэсами?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

При Сталине функционировал и базар

А на базаре было всё.
Но цены были базарные.
-
Социализм главным образом отличался от капитализма неповоротливостью во всём.
На этом и погорел.
Капитализм эксплуатирует худшие качества человека.
А социализм вдруг решил, что победил их.
Маху дал.
-
А ведь всего-то было нужно: дать возможность частнику свободно делать то, что ему хочется, и брать за это жирные налоги.
Но победили дураки - разделили и просрали гос.собственность.
Все остались нищими.
Даже те, кто мнят себя миллиардерами.

Re: При Сталине функционировал и базар

Ну... неповоротливый он стал не сразу
Тенденция к неповоротливости начала проявляться годика так с 1953
А до этого сами капиталисты пели совершенно другие песни. Дать почитать?

А как же 90% городского населения,живущего в коммунальных квартирах?

А что вас смущает в этих 90%?

Сева,не могли бы Вы немного отвлечься от дутья в горны и лязганья литаврами в честь Виссарионыча и прокомментировать постановления ЦК Политбюро ВКП(б) и СНК СССР о борьбе с очередями...?

Премного благодарен.

Edited at 2015-08-30 04:45 am (UTC)

Сам ненавижу стоять в очередях, поэтому поддерживаю и понимаю

Имею сказать следующее:

1) Нужно отметить, что бурный рост промышленности шел за счет низкой платы за вход на рынок. В предыдущем примере Вы сами и рассказывали о том, что кооператив на селе организовывали по наличным активам: с кого-то лошадку, с другого телега, ну а третий дворик предоставлял. На том же базисе в США возникали гаражные стартапы. Сейчас плата за вход гораздо выше. Реалии времени.
2) Низкой осталась плата за вход в сфере услуг. Поэтому сейчас активно растут частные образовательные проекты, разные клининговые компании, интернет торговля и вообще то, что действует в сети. Поэтому-то сейчас истории успеха - это твиттер с фейсбуком, да вконтактик...
3) И, да, предприятия группы А во время приватизации должны были быть оставлены в госсобственности. А наши враги-идиоты на госпостах сделали все наоборот. В итоге скелет экономики распилили на металлолом. Ну нельзя в стране, которая не прошла период первоначального накопления капитала, проводить приватизацию заводов. Т.к. контроль над ними получат только жулики и преступность. Так и произошло. По хорошему приватизацию крупных активов нужно было проводить году в 2020м... После того, как мелкий частный бизнес на свободном рынке крепко встанет на ноги.

Да я и не спорю
Но есть варианты...

Ну вот откуда Вы знаете, что "так искренне ненавидят" большевики, Вы же не большевик. Конспектируете здесь тезисы програмных документов ВКПб и тут же пишите, что большевики все это искренне ненавидели.
А что, Хрущев был верным ленинцем? Это для меня новость...

Искренняя ненависть фиксируется официальными документами. Резолюции ХХ съезда - официальный документ. Ничего подобного по поводу деятельности Хрущева не слышал, не видел. Просветите

Сеня-ты ебанутый. Причем с возрастом это будет прогрессировать

Могу порекомендовать классного врача-психиатра. Он тебе поможет.

Да, давай. Скинь координаты. Я так понял ты его рекомендуешь- тебе от его услуг полегчало?

Скину-скину, а ты пока серани еще что-нибудь в комментах, подними рейтинг поста

о каком рынке можно было говорить, когда все было в собственности государства?

Штамп, это очень удобно
Избавляет от необходимости думать

просто вырезан кусок контекста из книги истории и представлен как круть сталинской экономики.

Представьте другую - сравним