?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Перс
seva_riga

Антисказка о серости и беспросветности крестьян до революции

Любители  размышлять всуе о серости, забитости и беспросветности крестьянской жизни в царской России, обычно делают это в двух случаях:

  1. Чтобы показать все великолепие Запада

  2. Чтобы подчеркнуть мессианство большевиков


И тем, и другим будет очень неприятно читать текст под катом, поэтому сразу предупреждаю - пукан может бомбануть.

А всем остальны, приглашаю в крестьянский мир дореволюционной России - суровый, многотрудный, отнюдь не кисельный, но по своему развитию обогнавший и хваленый Запад, и уж тем более - военный коммунизм, с его продразверстками  и разрухой.






Краудфандинг в сельской общине:




Виды крестьянской взаимопомощи зависели от самого характера общинного строя, традиций деревенского быта, сезонности сельскохозяйственных работ, незащищенности сельских дворов от стихийных бедствий и др. Среди форм взаимопомощи на селе значительное место занимал совместный труд на таких массовых общих работах, как заготовка сена, удобрение полей, устройство прудов, осушение болот, постройка изгородей, строительство общинных овинов, сооружение мельниц.
Широко распространенным местным обычаем в крестьянских общинах были «помочи». Они использовались в случаях, когда крестьянская семья не могла справиться в одиночку с каким-либо трудным хозяйственным делом по ее двору. Особенно часто «помочи» использовались для перевозки леса и других строительных материалов, для срочной постройки дома или сарая в короткие промежутки между полевыми работами.

Социальная помощь:
«Мир» проявлял заботу о маломощных крестьянских хозяйствах, т. е. хозяйствах с малочисленными семьями, имевшими одну лошадь или вообще не имевшими «тягла» В таких случаях «мир» принимал решение оказать помощь в вывозке удобрений на полосы этих хозяев, произвести весеннюю вспашку, помочь в уборке урожая. Иногда своим «приговором» мир выделал земельный надел маломощным женским семьям, освобождал эти семьи от повинностей и брал их на себя.
Взаимное страхование вынужденного прерывания хозяйственной деятельности в сельской общине:

Без внимания сельского «мира» не оставались больные общинники. В частности, члены Старухинской сельской общины Тульской губернии считали своей нравственной обязанностью обработать посевное поле, убрать урожай или привезти лес заболевшему или одинокому крестьянину.


В случае заболевания основного работника в крестьянской семье общинники Заозерской сельской общины Новгородской губернии по постановлению «мира» бесплатно выполняли все хозяйственные работы для этой семьи, в том числе косили сено, убирали хлеб. Если сельскохозяйственный год оказывался для какого-либо крестьянского двора неурожайным, то община рассматривала его положение на сельском сходе и принимала решение ежемесячно выделять с каждого хозяйства по снопу или по два снопа на содержание пострадавшей семьи.


Ввиду упадка крестьянского хозяйства из-за длительной болезни основного работника «мир» нередко откладывал уплату повинностей этим хозяином на год или на больший срок. Когда в той или иной семье происходил падеж лошади, то постановлением «мира ей выделялась лошадь для вспашки надела, заготовки сена, вывоза урожая. При этом такой крестьянский двор освобождался «миром» от подворной государственной повинности.




Взаимное страхование огневых рисков в сельской общине:
Пожар на крестьянском дворе, утрата дома и построек воспринимались общиной как общая беда. В таких случаях решением сельского схода крестьянину-погорельцу, прежде всего, бесплатно выделялся лес. На своих лошадях и подводах общинники подвозили ими же заготовленный лес к усадьбе. Затем всем «миром» производилась постройка дома или избы. Общими силами усадьба огораживалась новым плетнем. Наряду с этим община помогала пострадавшей семье хлебом, холстом, одеждой и другими предметами первой необходимости. Имели место случаи, когда сельский «мир» выделял погорельцам денежную ссуду на строительство нового жилья.


Социальная помощь сиротам:

Сельская община использовала различные формы социальной помощи осиротевшим детям, например, Пустынская крестьянская община Рязанской губернии в 1877-1878 гг. для пропитания оставшихся без родителей троих детей установила «черед». Это означало, что дети-сироты поочередно переходили ежедневно из дома в дом и находились на пропитании в течение дня. Одевали сирот или по «милосердию» селян, или покупали им одежду за «мирской счет» по решению сельского схода.


Поскольку у детей имелись изба и имущество, то для их сохранности сход назначал опекуна. За их «бережение» опекун ничего не получал. При этом община стремилась «пристроить» детей. Один из них был определен в подпаски, двум другим «приговорили» учиться в начальном училище. С достижением совершеннолетнего возраста «мир» возвращал детям-сиротам земельный надел для ведения самостоятельного хозяйства, крестьянская община старалась защитить социальные интересы детей, потерявших отца.



Инспекция по делам несовершеннолетних:
Особую заботу община проявляла о детях, потерявших отца и мать и ставших «полными» сиротами. Когда в деревне Усятской Бийского уезда после кончины крестьянина П. Морозова осталось трое сирот, в том числе сын и две дочери, сельский «мир» решил «отписать» большую часть имущества умершего его сыну. Но поскольку сын был еще малолетним, сход отдал его на воспитание бабушке Ф. Соловьевой, официально назначив ее опекуншей мальчика. Однако через некоторое время стало выясняться, что муж бабушки начал разбазаривать «пожитки» сироты, поступившие опекунше на сохранение. Поэтому через два года сход вновь рассматривал судьбу сироты. «Мир» единодушно лишил Ф. Соловьеву прав опеки и передал мальчика с «имуществом отцовским» под опеку другой семьи, отличавшейся «добронравием». Протесты Ф. Соловьевой не имели успеха. Канцелярия Колыванско-Воскресенского горного округа, в который территориально входила деревня, полностью согласилась с «приговором» общинного «мира.


Подобная практика социальной защиты сирот получила высокую оценку известного западноевропейского исследователя русской сельской общины А.Ф. Гакстгаузена. В опубликованной в 1877 г. книге он писал: «Русское общинное устройство является одним из самых замечательнейших и интереснейших государственных учреждений, какие только существуют в мире,... человек может обеднеть — это не повредит его детям: они все-таки удерживают или вновь получают свой участок по общинному праву, не как наследники отца, а как члены общины; дети не наследуют в русской общине нищеты отца» (Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. СПб,1880. – с. 117.)

Страхование на случай неурожая:

Если община оказывалась в экстремальной ситуации общего неурожая и голодного года, она принимала возможные в ее условиях меры по смягчению бедствия. За счет экономически сильных хозяйств «мир» создавал из их пожертвований известный хлебный фонд, с помощью которого община помогала выжить семьям беднейших хозяйств. Трудоспособные мужчины уходили на заработки в непораженные голодом районы с целью закупки хлеба. Близкие и дальние родственники старались поддержать друг друга. С началом весенних полевых работ «мир» выводил всех способных работать общинников в поле, чтобы заложить основу будущего урожая. Общими усилиями засевались поля самых слабых семей.


Пенсионное и социальное страхование:


Составной частью общинного крестьянского быта являлось призрение престарелых, увечных и вообще не способных содержать себя трудом. По российскому законодательству заботу о таких людях должны были брать на себя родственники. Если нуждавшиеся не имели родственников, то социальное призрение инвалидов, стариков и других немощных людей возлагалось на крестьянскую общину. Тем вдовам и старикам, которые в какой-то степени могли работать на земле, «мир» выделял бесплатно небольшие земельные участки, где можно было построить избу и вести приусадебное огородное хозяйство.

Что касается увечных, дряхлых и других немощных людей, то крестьянское общество использовало различные формы их социального призрения. Широкое распространение получила такая форма социальной помощи, как поочередное кормление в домах сельских хозяев. Официальные сообщения с мест подтверждали, что практически повсюду крестьянский «мир» часто использовал именно этот способ поддержки нуждавшихся. По информации из Минской губернии, «первым правилом, которым руководствуется деревня в подобного рода случаях, является поочередное кормление нуждающихся каждым отдельным домохозяином с временным принятием в дом на жительство». Менталитет и аграрное развитие России (XIX – XX вв.). М., 1996. – с. 28.



Среди форм крестьянского общественного призрения довольно частое применение нашла выдача нуждавшимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов. Такие пособия хлебом выделялись по «приговорам» сельских сходов. Они выдавались ежемесячно или в какие-либо другие сроки и устанавливались в различных размерах.


В условиях натурального крестьянского хозяйства сельские общины по понятным причинам в редких случаях использовали денежную форму социального пособия. Практически денежная помощь престарелым или убогим практиковалась лишь в отдельных губерниях и выдавалась в самых незначительных размерах. Известно, что в конце 90-х гг. крестьянские общины Саратовской губернии выдавали призреваемым 2 руб. в месяц, в Пензенской — 1,5 руб., s Калужской — 1 руб. в месяц. Сельские общества других губерний устанавливали годичные размеры денежных пособий. В частности, по «приговорам» крестьянских «миров» в Минской губернии нуждавшимся выдавалось по 10 руб. в год, в Тамбовской губернии в разных общинах — от 5 до 20 руб. в год (Риттих А.А. Зависимость крестьян от общины и мира, СПб, 1903. – с. 49.)
Крестьяне, нуждавшиеся в общественном призрении, неохотно шли в богадельни и дома призрения и предпочитали получать денежное пособие от волости или сельского общества.


Налоговые льготы и пособия за уход за больными и немощными:


Наряду с поочередным кормлением крестьянские общины практиковали такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждавшихся на длительный срок с предоставлением им питания. В этом случае по решению сельского «мира» призреваемый отдавался домохозяину на полное содержание. Такая форма призрения использовалась на условиях либо известной платы общиннику за содержание инвалида, которую домохозяин получал от крестьянского общества, либо освобождение крестьянского двора от уплаты мирских или даже всех натуральных повинностей. В других случаях за взятие немощного человека в свой дом на полное содержание хозяину крестьянского двора отводился дополнительный участок мирской земли или земельный надел неимущих.


Ясли в сельских общинах

Крестьянские общины постепенно стали приходить к заключению о необходимости создания яслей-приютов и их содержания за счет сельского общества. В 1900 г. сельский сход села Новодевичьего Симбирской губернии принял решение открыть ясли-приют и отчислять на их содержание по 10 копеек с ревизской души. По приговору крестьянского «мира села Камчуги Вологодской губернии, из капитала сельского общества было отпущено 100 руб. на организацию яслей-приюта. Многие деревенские общины брали на себя снабжение яслей-приютов молоком, картофелем и другими продуктами, а также бельем, посудой, топливом. Постановления об открытии ясель-приютов были приняты целым рядом крестьянских обществ Московской, Вологодской, Смоленской, Подольской, Гродненской, Симбирской и других губерний.


Страхование форс-мажорных рисков в сельских общинах


Традиция социальной помощи в крестьянской среде ярко проявляла себя в годину бедствий или в экстремальной ситуации военного времени. В годы Первой мировой войны сельский «мир» брал под опеку семьи, основные работники которых были мобилизованы в армию. Особое попечительское внимание крестьянское общество уделяло семьям, оставшимся без кормильцев по причине их гибели на фронте. По «приговору» «мира», вдовьим семьям производили вспашку земельных наделов, выделяли семена на Посев, помогали убрать урожай. На зимний период для семей военнослужащих и тем более погибших на войне крестьяне организовывали заготовку дров, подвозку сена и соломы к подворью.



С начала войны крестьянские общества неоднократно проводили денежные сборы в порядке пожертвований для оказания помощи семьям солдаток и вдов. Деньги выделялись таким семьям на покупку семян, инвентаря, одежды и др. В частности, вместе с Приходским попечительским советом сельские общины Царскосельского уезда Петербургской губернии собрали для распределения между семьями военнослужащих осенью 1914 г. свыше 25 тыс. руб. Крестьянские общества Лисинского уезда из собранных денежных пожертвований израсходовали 400 руб. на покупку семенного овса для бесплатной раздачи семьям военнослужащих.


В летний период 1915 г. сельские общины приняли активное участие в кампании массового устройства в деревнях детских яслей на время полевых работ. Эта кампания преследовала цель создать условия семьям военнослужащих с малолетними детьми для своевременной заготовки сена и уборки урожая. Усилиями крестьянских обществ в волостях были открыты сотни детских яслей-приютов. Наряду с этим по решению сельских сходов создавались общественные сиротские дома-приюты для детей погибших военнослужащих, часть сирот определялась в ремесленные училища....





Можно было бы и дальше продолжать рассказ про систему социальной взаимопомощи крестьян, рассказать про земскую систему образования и медицины, обогнавшую Запад на полвека, сравнить налоговое бремя царского, советского и современного времени, но формат ЖЖ заставляет закругляться, упомянув в конце только  бессовестно муссируемый большевиками земельный вопрос (только цитаты):

К концу XIX века из 380 миллионов десятин земли в Европейской части России только 15 % принадлежало дворянам, а в Сибири и на Дальнем Востоке дворянских землевладений вообще не было
[Пушкарев С. Г.,Обзор русской истории. М.: Наука, 1991].


Огромные земельные владения казны большей частью состояли из неудобных земель: таежных северных лесов, тундры, гор, болот
[История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72].


При преобладании мелкого крестьянского землевладения в России малоземельных хозяйств (менее 5 десятин на двор) было гораздо меньше, чем в других странах — менее четверти. Так, во Франции хозяйства менее 5 гектар (это 4,55 десятин) составляли около 71% всех хозяйств, в Германии — 76%, в Бельгии — 90%. Средний размер землевладения французских крестьянских хозяйств в конце XIX века был в три-четыре раза меньше, чем русских
[Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991].


В России крестьянам принадлежало 62% всех удобных земель, в то время как во Франции — 55%, в Пруссии — 12%, а в Англии в то время почти все крестьяне были только арендаторами земель латифундистов. Возможность улучшить положение крестьянства за счет помещичьей собственности была иллюзией (которую, тем не менее, активно успешно раздували в своих целях революционеры и часть интеллигенции ). Увеличение средней площади земли, находящейся в пользовании крестьян после большевистского Декрета о Земле 1917 года, составило всего 16,3%
[История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72].  


А на закуску -  для фан-клуба дедушки Ленина, все-таки дочитавших про "ужасы" царского рЭжима - специально - цитата (всем пригнуться, ща рванет):

«...Иной раз брали грех на душу и говорили, что в старое время, дескать, жилось хуже. Грех потому, что хотя и не все, но высококвалифицированные рабочие в том районе Донбасса, где я трудился, до революции жили лучше, даже значительно лучше. Например, в 1913 году я лично был обеспечен материально лучше, чем в 1932 году, когда работал вторым секретарем Московского комитета партии. Могут сказать, что зато другие рабочие жили хуже. Наверное, хуже. Ведь не все жили одинаково…»
[
Хрущев Н. С., Воспоминания. Ч. II. М.: Вагриус, 1997, с. 191, 247].



Продолжение с рабочим наименованием: "Когда кончилось реальное народовластие в Советской России" следует...



promo seva_riga april 9, 2016 20:26 92
Buy for 500 tokens
В продолжение материала Юли Бражниковой " Друг моего врага", в котором автор обозначила актуальную проблему управляемого роста русофобии в сопредельных с Россией государствах, предлагаю вашему вниманию собственный вариант контрповедения, отвечающий на вопрос "Что делать?".…

все это хорошо.. но большинство из нас хорошо помнят рассказы своих бабушек, а некоторые и сами немного застали. местами эти домишки до сих пор стоят покосившиеся, глядя на которые легко понять о том как жили. абсолютная нищета.

Угу... покосившиеся домишки... больше 100 лет прошло... Посмотрим, как через 100 лет покосятся нынешние хоромы. А беспросветная нищета, это про кого?

чего то тебя не туда заносит...да..была община...ну и что? 80 процентов населения сословной России были крестьянами и ходили в лаптях...дальше что? а дальше надо понимать что государственным устройством Российской империи было сословное деление общества и крестьяне принадлежали к черноиу--низшему сословию...на них распространялся закон Александра 3 о кухаркиных детях..почитай на досуге...Если брать пахотные и заливные(кормовые) земли за 100 процентов то только 20 процентов приходилось на крестьянскую общину остальное помещичьи латифундии...Смешно читать..твою статью

Смотри не описайся от смеха

Дед моей жены тверской крестьянин до революции учился во Львове (Австро-Венгрия) в Лесотехнической академии (Краевой лесной школе).
Один мой дед ярославский крестьянин скооперировавшись открыл два магазина в Петербурге на Васильевском острове. Другой дед из яицких казаков и открыл хлебную торговлю в Москве на Преображенке и потом построил булочную на Халтуринской и был основателем первого хлебного завода (сейчас «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (ФГБНУ НИИХП)».

Верхний комментатор говорит что все это - нищета беспросветная... сцуко... даешь статистику с указанием источника - похер - хоть ссы в глаза - все равно 80% принадлежала помещикам... секта дедушки Ленина - укропы отдыхают..

Вы хотите взорвать гражданам мозг)) они же все картину Репина с бурлаками как иллюстрацию, а вы про избы для погорельцев и ясли)))

Наоборот - хочу взорванный мозг на место уложить. А то у них когнитивный диссонанс - забитый неграмотный мужик, побеждающий во всех войнах...

о_О dc_3 Expand
Проблема была лишь одна. После победы 1812, всплеска самосознания и Духа, был период роста численности населения - людям на волне победы свойственно стремится заводить больше детей.
Произошёл двукратный (за 19 век), а к 1913 году - трёхкратный рост численности населения России. http://www.otchizna.info/Arhiv2008/Otchizna17/Rossiiskaya_demografiya_19_-20_vekov.htm

В 1913 году каждый седьмой житель планеты проживал на территрии России (на сегодня при той же пропорции это была бы цифра примерно в миллиард населения для РФ+ ТС)

А инфраструктура не поспевала, в силу косности способов её создания. Поэтому к 1913 году массовым стало недоедание, и смертность и пр. Объективно - людей стало больше в 3 раза, а земли в 3 раза больше не стало.

Столыпинская реформа опоздала.

И всё это было важно, потому что даёт понимание опасности будущего. Обязательная победа России в битве за собственный суверенитет обязательно обернётся феноменальной рождаемостью, и резким ростом численности населения - где то до миллиарда, в границах "большой России" (бывшего СССР). И лучше бы чтобы инфрастуктура к этому была готова, заранее.

А революция - это зло. Она катастрофически обрушила жизненный уровень людей, мало того, ещё и нравственность. Вся современная ЮЮ - цветочки по сравнению с ягодками плодов революции, с садиками детей для верхушки новой власти, где детишек в буквальном смысле слова растлевали фрейдисты. Растили "нового человека", да. Ясен пень что путь только один - отменить нравственность как таковую.
А народу - церковные браки отменили, новой формы не создали. Плодись и женись как знаешь. Еле еле выправил всё то безобразие Сталин, но только к середине 20-ых.

Edited at 2015-05-22 09:02 pm (UTC)

Когда я еще училась в школе, ну и читала о беспросветной забитости русского мужика, у меня возникали вопросы. Т.к. ни одного члена нашей семьи, а так же дальних родственников и знакомых, в серости, нищете, забитости, замечено не было. Крестьяне, рабочие, ремесленники-да, но не забитые точно. Я ездила по городам и селам, ходила по местным историческим музеям и мне нигде не показывали мор, нищету и помещиков с окровавленными плетками. Обычный крестьянский быт. Чем старательней работаешь, тем лучше кушаешь. С тех пор у меня возникал только один вопрос, где мозги у тех, кто транслирует эту ахинею? Либо это потомки лентяев и алкашей, которые мало ели, потому что не пахали вообще,
либо рядом с рабочим людом и крестьянами они и не пробегали, либо просто лживые твари.

То, что по своему развитию Россию обогнал "хваленый Запад", дискуссионно.
Действительно, могут быть разные критерии. Технологические и социальные критерии дадут разные результаты.
Говоря про "военный коммунизм, с его продразверстками и разрухой", Вы путаете причину и следствие.
А исторический материал хорош, особенно фотографии.

Я не говорил, что Россия обогнала
Я говорил про конкретный общественный "лайфхак"

Ну просто идиллия :))) Гладко было на бумаге, да.....Все люди разные- умные и туповатые, сильные и слабые, работящие и ленивые, порядочные и хитроватые и даже подловатые. Объедините в одну артель и что получится?

Мдя... автор, видимо. не в курсе, что так восхваляемая им патриархальная община и была главным тормозом в развитии сельского хозяйства в России. Поскольку в худших традициях колхоза уравнивала всех, лишая людей стимула продуктивно трудиться. И что наиболее трудоспособные и предприимчивые крестьяне из общины выходили на хутора, строя там свое хозяйство без ее опеки. Столыпин, кстати, именно на таких ставку и делал. Автор не в курсе так же, что изрядное количество пахотной земли занимали межи, которые были проведены, как правило, как Бог на душу положит, и на оных межах нередко случались драки и даже смертоубийства. Ну, про высокотехнические средства в виде прадедовских сохи, плуга и бороны, кои использовались в крестьянстве, про количество безлошадных и безземельных крестьян, про налоги, которые доходили до половины стоимости урожая ( если он будет, этот урожай - а налоги всегда будут), про продразверстку в военные годы -в ЦАРСКОЕ время, про произвол и беспредел местных чиновников и купцов и про многое, многое другое...

Рекомендую хотя бы с этой статеечкой ознакомиться - весьма наглядно: http://voprosik.net/polozhenie-krestyan-pered-revolyuciej/

Автор в курсе, что демонизация и обожествление - одного поля ягоды

Все что описал автор конечно было, но где вы видите там заслугу гос-ва?Люди помогают в беде землякам и соседям.а помощь от гос-ва?Даже погорельцам не снимают налог,детьми-сиротами занимаются соседи,ну и что тут прекрасного?Автор прекрасно знает продолжительность жизни мужчин на селе(около 30лет)этого крестьянского "рая".отсутствие мяса в рационе,тяжелую работу с ранних лет,драки с убийствами за"покосы",потраву скота и поджоги иммущества.женское"кликушество"и африканскую смертность детей, все это тоже часть той сельской жизни как и взаимопомощь соседей.

Заслуга государства в том, что оно не мешало

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Можно на всё найти разные примеры. Если бы все крестьяне жили так, как описано в приведенных примерах, то не было бы рабочих на фабриках вообще. И не было бы революции 1905-го года, этого стихийного бунта против нищеты и бесправия, не было бы ни рабочих на Ленских приисках, ни того восстания. Откуда вообще брались толпы нищих в городах, не подскажете?

Опять же, почитайте о том, как крестьян забривали в солдаты - на 25 лет, то есть на всю жизнь. И как обходились с этими солдатами в той самой России, которую автор поста "потерял" (вместе с земельной собственностью его предков, о которой, судя по всему, большего всего печалится).

И как с ними обходились?
Начните с Суворова

все эти благости жизни в общине появились по простой причине - от лютой нищеты и абсолютной неуверенности в завтрашнем дне, ну и разумеется налоги, которые тоже платили всеми мирЪом
будь жизнь получше и посытнее, никакой взаимопомощью бы и не пахло

что касается пиздобола Хрущева, то высококвалифицированный програмист и сейчас получает неплохие бабки, что не означает шикарной жизни всех остальных

община помогает беднякам и старым.

подобная практика была и в США и в германии. и сейчас есть. из этой практики вышли медицинские кассы взаимопощи и прочее.

Как при всём эвтаком благолепии умудрялись год от года помирать тысячами? Не хватало мироедов на деревне, чтоб всех батраками сделать, на радость любителям французских булок, маскирующих свой антикоммунизм под псевдоаналитику? И как же так вышло, что именно Советская Власть дала деревне всё: технику, образование, здравоохранение (что нам советская пропаганда, "Записки земского врача" весьма показательны)? Что только при Советах само понятие голода исчезло?

>И как же так вышло, что именно Советская Власть дала деревне всё: технику, образование, здравоохранение

это все было до большевиков.

и хватит уже песдеть.

Интересное дело. В те времена рабочие и крестьяне всех стран хреново жили, но почему-то считается, что если бы не большевики, то Россия так и осталась бы лапотной страной при лучине. Вот прямо так: Англия, США, Франция и другие живут как сейчас, и только Россия пашет сохой, ходит в лаптях и хлебает пустые щи деревянной ложкой.

Вот потому, что капиталисты этих самых стран испугались грядущей мировой революции - потому и пошли они на уступки тред-юнионам. И то, кстати, далеко не сразу пошли. И в двадцатом веке там хватало и стачек, и забастовок, и столкновений с полицией. А сейчас капиталисты медленно, но верно прибирают все к рукам обратно -СССР нет, бояться некого.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Значит Глеб Успенский -
http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/

и вся русская литература врет.

Теперь буду верить только самому лучшему блогеру из Риги - Севе !

Edited at 2015-05-22 11:19 pm (UTC)

Просто "путинслил" - не сегодня появилось - это если кратко

Если так хорошо жилось,то почему тогда гражданская война?

А почему случился майдан и гражданская на Украине? тоже ведь пару лет назад куда как лучше жили чем сейчас?